Борис Богатырев, Генеральный директор ГК «ЛокоТех»: Главное – обеспечить своевременный и качественный выпуск локомотивов

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
03.06.2021: Борис Богатырев, Генеральный директор ГК «ЛокоТех»: Главное – обеспечить своевременный и качественный выпуск локомотивов

В апреле текущего года Борис Богатырёв возглавил Группу компаний «ЛокоТех». Об успешном опыте руководства АО «Метровагонмаш», инструментах повышения качества и эффективности производства, его модернизации и работе по контрактам жизненного цикла генеральный директор «ЛокоТеха» рассказал в интервью изданию «Гудок».

– Борис Юрьевич, у вас за плечами почти 20 лет управленческой работы в производственных компаниях. На заводе «Метровагонмаш», который вы возглавляли последние годы, удалось реализовать большой набор инструментов, технологий и достичь беспрецедентного роста эффективности производства и качества продукции. Пожалуйста, расскажите об этом опыте.

– В 2016 году управленческая команда завода «Метровагонмаш» разработала и запустила пятилетнюю стратегию развития. Это был целый портфель тесно связанных проектов для каждой области работы предприятия. И за короткий промежуток времени нам действительно удалось добиться уникальных результатов. Что мы сделали?

В первую очередь выстроили чёткие производственные потоки, внедрили цифровую систему учёта и планирования. Так появились эталонные производственные линии.

Сегодня система контролирует выполнение необходимых параметров каждым рабочим, а руководитель любого участка имеет возможность видеть показатели поста, цеха, линии и завода в целом. Это позволяет оперативно вносить необходимые корректировки и принимать управленческие решения.

За пять лет завод прошёл серьёзный путь технического перевооружения, что дало возможность по-новому выстроить технологию на целом ряде участков и отказаться от неэффективно используемых площадей, уйти от непрофильных переделов. Благодаря новому парку оборудования мы также сократили объёмы закупки дорогостоящих деталей и наладили их самостоятельное производство, это дало ощутимый экономический эффект.

В отношении персонала мы ввели понятие мультикомпетентности, то есть сделали ставку на многопрофильность специалистов. В результате нагрузка на каждого работника увеличилась, а следовательно, вырос и уровень оплаты труда.

В итоге, имея то же количество персонала, удалось увеличить производительность линии завода и качество продукции. Уже через короткое время результативность сборки повысилась в три раза! А ещё чуть позже «Метровагонмаш» достиг одних из самых высоких показателей ритмичности в ТМХ – на уровне 98–100%.

– Может ли этот опыт стать основой для преобразований на площадках ГК «ЛокоТех»?

– Именно этот опыт и станет основой для развития ремонтных заводов и сервисных локомотивных депо. На «Метровагонмаше» мы получили много проверенных решений и в дальнейшем планируем применять их как готовые инструменты.

Сейчас управленческая команда Группы компаний проводит детальный анализ положения предприятий. На этой основе предстоит выработать портфель различных проектов, чтобы повысить эффективность типовых технологий, оптимизировать действующие процессы, создать центры компетенций и развивать инфраструктуру. На втором этапе будем выстраивать чёткие производственные потоки, развивать цифровую систему учёта и планирования.

Цифровая система должна контролировать выполнение необходимых параметров каждым рабочим. При этом руководитель любого участка должен иметь возможность видеть показатели поста, цеха, линии и завода в целом.

Каждый сотрудник получит регламентированное время выполнения работ, описанный или актуализированный производственный процесс. Это позволит создать так называемый ритм производства и существенно повысить эффективность.

Опыт показывает, что благодаря такому подходу, имея то же количество производственного персонала, увеличивается производительность линий заводов и качество продукции.

– Это потребует серьёзного перевооружения предприятий?

– Техническое состояние многих площадок и имеющаяся инфраструктура позволяет нам уже сейчас начинать реализовывать целый ряд первоочередных проектов.

Тем не менее будет сформирована стратегия по техническому перевооружению наших предприятий. Полагаю, она будет рассчитана на пять –семь лет. За это время мы нарастим объёмы, повысим качество выпускаемой продукции и создадим основу для целого ряда производственных преобразований.

Отдельной задачей станет выстраивание на наших площадках чётких и прозрачных производственных потоков. С этой целью все основные линии будут разбиты на посты, за ними закреплены конкретные специалисты. Каждый получит регламентированное время выполнения работ, описанный или актуализированный производственный процесс. Это позволит создать так называемый ритм производства и существенно повысить эффективность.

Сделать процессы обслуживания и ремонта локомотивов прозрачными мы также планируем при помощи IT-технологий.

– Планируется ли усилить контроль за качеством продукции?

– Да, в этом направлении мы развернём масштабную программу. Мы уже понимаем, что прежде всего предстоит усилить верификацию – входной контроль за качеством основных ТМЦ и оборудования, которые приходят в депо и на заводы. Мы будем восстанавливать эту компетенцию на каждом предприятии. Централизованные поставки не решили проблему, а нам важно защитить сборочные позиции от поставки некачественного и некомплектного оборудования.

Другим направлением станет развитие пооперационного контроля. Он уже налажен, но важно пересмотреть и освежить действующую систему. Для начала мы планируем выстроить процесс в более плотном взаимодействии с технологическим блоком, а затем внедрим улучшения, связанные с автоматизацией: чек-листы, приёмка в системе АСУ, постановка и согласование сменно-суточных заданий через ОТК и другое.

Наконец, последний и особенно сложный блок – это сдача продукции потребителю. Это точка контроля, до неё все проблемные моменты должны быть отработаны, приняты ОТК, устранены производством. Процесс этот также существует, мы будем лишь дополнять его новыми методиками контроля.

В конечном итоге всё это поможет нам выпускать качественный продукт под ожидания потребителя, ведь наше основное дело – исправный локомотив.

– Какие векторы приложения усилий вам кажутся особенно важными для решения задач, стоящих сегодня перед ГК «ЛокоТех»?

– Совместно с нашим основным заказчиком мы уже запустили работу по формированию полномерной программы ремонта локомотивов. Речь идёт о том, чтобы составлять планы не только по количеству секций тяги, но и машин с конкретными номерами. Нам же важно иметь долгосрочный прогноз: начиная с 2022 года мы намерены утверждать его на год, а впоследствии выйти на горизонт в три – пять лет. Это позволит организовать стабильную работу и наладить все сферы производственного процесса.

Следующим шагом стоит задача выйти на опережающую реализацию программы ремонта. Для начала коллективы заводов АО «Желдорреммаш» будут стремиться к завершению месячной программы ремонта в первой его половине, а затем приступать к работе над объёмами следующего месяца.

Такой метод работы называется агрегатным, и в компании достаточно ремфонда, чтобы его реализовать.

– Что даст такая заблаговременность?

– Мы получим возможность чётко распределять объёмы работы, создать технологические заделы для производства, оборотные запасы ТМЦ и ремонтных комплектов, а главное, обеспечить своевременный и качественный выпуск локомотива.
С этой целью уже сейчас на всех заводах идёт активная работа по найму квалифицированного персонала – важно полностью укомплектовать специалистами каждую площадку.

Здесь также хочу отметить, что мы стремимся создавать для людей более комфортные условия работы. Именно поэтому большой акцент, причём один из первоочередных, будет сделан на реконструкцию социально-бытовых помещений на предприятиях. Речь идёт о ремонте и оснащении раздевалок, душевых, комнат приёма пищи.

– Одна из задач, стоящих перед вами, – это активный перевод предприятий Группы на работу по контрактам жизненного цикла. Какие преимущества получает компания от такого формата взаимоотношений с основным заказчиком?

– Контракт жизненного цикла – зона совместного интереса как заказчика, так и производителя. Эксплуатирующей компании он позволяет планировать издержки на обслуживание техники в долгосрочном периоде, а производителю – иметь доход не только от выпуска, но ремонта и сервиса своей продукции. Кроме того, он получает возможность контролировать её качество. Именно поэтому каждая из сторон заинтересована в развитии такой формы сотрудничества.

Сегодня контракты жизненного цикла на поставку новых локомотивов «Российские железные дороги» заключают с компанией «Рослокомотив», официальным агентом по реализации продукции Трансмашхолдинга. В свою очередь, депо «ЛокоТех-Сервис» и заводы «Желдорреммаша» становятся подрядчиками этой компании по обеспечению сервисного обслуживания и ремонта таких машин.

«Локомотивные технологии» в этом случае получают гарантированные долгосрочные отношения с заказчиком, прозрачную загрузку предприятий и персонала – ведь эти объёмы сервиса и ремонта не зависят от основной программы, которая может быть скорректирована в зависимости от экономической ситуации и перевозок. Кроме того, с контрактом на обслуживание конкретной машины на протяжении 30 лет мы имеем возможность планировать не только ремонт и сервис, но и развитие вспомогательных направлений. Например, производство запчастей и комплектующих. А это новые компетенции, дополнительные рабочие места.

Игнат Вьюгин


КОНТАКТЫ

109004, Г. Москва,
ул. Земляной вал, д. 59, стр. 2
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669